Церковь Спаса Нерукотворного Образа

     Настоящей архитектурной жемчужиной и украшением сегодняшней Полтавы является Спасская церковь, которая была свидетелем героической обороны Полтавской крепости в 1709 году.

     Церковь считается одной из наиболее старых церквей Полтавы.  Время построения церкви в точности неизвестно. В Полтавском краеведческом музее в Зале заседаний губернского земства на главном панно "Выборы и вручение клейнодов Пушкарю", написанном художником С. Васильковским, изображена Полтава середины XVII века - а именно, площадь перед деревянной церковью, очень похожей на Спасскую.

     Первые записи о ней были найдены среди документов Полтавского полка, датированных 1686 г.

     В 1704 году вблизи Куриловских врат Полтавской крепости сгорела церковь Спаса-Преображения.

На этом месте находились Куриловские ворота Полтавской крепости

План Полтавской крепости XVIII столетия: 1. Спасская церковь. 2. Куриловские ворота. 3. Успенская церковь. 4. На этом месте сейчас находится Белая беседка. 5. Панянский спуск.

     В 1705 году настоятель  Спаса-Преображенской церкви Иван Светайло обратился за помощью к Полтавскому полковнику Ивану Искре, – и вскоре на месте Спасо-Преображенской святыни появилась небольшая деревянная церквушка, которая получила название Спаса Нерукотворного Образа и должна была быть временной (в 2015 году ей исполнилось 310 лет). Отец Иоанн был намерен со временем возродить уничтоженный огнем Преображенский храм.

      С этой целью он, тоже с помощью Ивана Искры, приобрел деревянный Здвиженский собор в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре и именно из его материала планировал построить новый Преображенский храм. Вскоре Иоанн Светайло попал на скамью подсудимых – он проходил в деле казненных гетманом Иваном Мазепой генерального судьи Василия Кочубея и все того же знаменитого казацкого полковника Ивана Искры и был сослан на Соловки, откуда возвратился в 1710 году. К тому времени скромная Спасская церквушка фактически была историческим зданием, поскольку стала причастной к большой победе российского царя Петра І над шведами.

     По легенде, царь Петр I отслужил благодарственный молебен в этой церкви после победы в Полтавской битве 27 июня 1709г

Спасский храм в XVIII веке

     Новая церковь была построена рядом со Спасской и Спасская церковь стала приделом храма.  Но уже в 1811 году церковь настолько обветшала, что "большую часть ее нужно было разобрать, а все церковные вещи перенести в один из приделов, который и образовал собою нынешнюю церковь Спаса, и в котором служба Божия совершалась до 1830 года.

     Кстати, справа от церкви, на расстоянии 9,6 м, после того, как в 1811 году старый храм разобрали, был установлен мемориальный камень – на месте главного его престола. Камень пролежал на святом месте вплоть до 1984 года; он исчез, когда вокруг храма асфальтировали территорию.

     В 1837 году в Полтаву приехал цесаревич Александр (будущий российский император Александр ІІ), который, осмотрев памятник славного прошлого, предписал сохранить церковь для истории. Он пожертвовал на это Божье дело определенную сумму денег – 2000 рублей. На этот благодетельный поступок царской персоны откликнулось полтавское дворянство и в свою очередь пожертвовало на спасение святыни 10000 рублей. Кроме того, по ходатайству тогдашнего генерал-губернатора Малороссии графа Стогонова по всей России была объявлена годовая подписка по сбору пожертвований. В результате всех этих мероприятий было собрано около 25 тысяч рублей.

     Собранные средства дали возможность начать возрождение святыни. По проекту известного харьковского архитектора К. А. Тона (кстати, автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве) в 1845 году над деревянным зданием был возведен каменный футляр в виде однокупольной церкви. Вокруг деревянных стен оставлен проход. 

     27 июня 1845 года Спасский храм был снова освящен – тогдашним Полтавским архиереем, архиепископом Гедеоном (Вишневским).

     На средства, оставшиеся после сооружения футляра, в течение 1847 года перед западным входом в храм построили трехъярусную колокольню.

     В течение продолжительного времени Спасский храм и его колокольня не имели огражденной территории и открыто стояли на небольшой площади. В 1890 году храмовый участок было окружено деревянной изгородью, а кладбище засажено деревьями.

     В начале XX века деревянную изгородь заменила каменная, с коваными металлическими решетками. Со стороны Александровской (сейчас Октябрьской) улицы построили композиционно развитые Святые врата с расположенными по обе стороны калитками. В изгороди было устроено также двое боковых врат.

     После строительства каменной изгороди испытала реконструкцию и колокольня: сначала к ней пристроили входной портик, а позже – угловые помещения.

     Среди святынь Спасской церкви энциклопедический справочник называет множество старинных книг, в частности Евангелия печати 1644 и 1698 годов, "Анфологион…" львовского издания 1651 года, семь икон, написанных в 1676 году иконописцем Герасимом Немым.

     Спасская церковь построена  в старинном русском стиле, чем и отличается от прочих старинных церквей в Полтаве, которые почти все греческой архитектуры. Здание - единственный образец деревянного зодчества XVIII в. на Полтавщине.

     В ХХ веке, с приходом к власти большевиков, над Спасской церковью, как и над всеми Божьими храмами, собрались зловещие тучи. Спасская церковь выжила.

     Однако в 30-х годах она все же была закрыта для богослужений, снова служить в храме начали во время немецкой оккупации, в 1942 году, утратила свою колокольню, которую разобрали, и Святые Врата. В 1960-х годах была демонтирована также историческая изгородь и уничтожены многочисленные погребения храмового кладбища, в частности могилы духовенства, могила защитников Полтавы, павших в 1709 году во время защиты Полтавской крепости.

     В рамках реализации программы возрождения памятников истории и культуры Полтавы, в 2002 году архитектор доцент В. А. Трегубов выполнил эскизный проект возрождения комплекса Спасского храма, который предусматривает воспроизведение утраченной колокольни, храмовой изгороди и Святых врат и благоустройство территории. Значит, есть все основания считать, что в ближайшее время самая старая полтавская святыня снова омолодится.

Категория: Церкви | Добавил: tanchik (09.09.2015)
Просмотров: 2713 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar