Американские лётчики в Полтаве

                                                                                            Виталий Буняк

 

Забытая страница войны

     В июне  2014 года исполнилось 70 лет со дня начала операции «Фрэнтик» - совместного  взаимодействия ВВС США и СССР при проведении "челночных операций" американской стратегической авиацией в годы Второй Мировой войны. Этот яркий  и трагический эпизод уже почти забыт.

     Шел 1944 год. Враг, изгнанный с территории СССР, отчаянно сопротивлялся. Второй фронт еще не открыт. Авиация Советского Союза, США и Англии продолжали наносить удары по военно-промышленным объектам Германии и ее сателлитов, но ей недоставало мощи и эффективности. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей прикрытия был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. И тогда страны антигитлеровской коалиции договорились о, так называемых, челночных бомбардировках вражеских территорий тяжелыми стратегическими бомбардировщиками. 

    Планировалось  организовать сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении. 

     На территории СССР  была создана 69-я авиабаза особого назначения (АБОН) под командованием генерал-майора авиации Перминова Александра Романовича. Местом расположения базы был  избран Полтавский аэродромный узел, куда входили аэродромы Полтава, Миргород и Пирятин. 

Сын полка 69-ой Авиабазы особого назначения, аэродром Полтава. Имя не известно. Парнишке 10 лет, служил помощником техника по вооружению.

 

     2 июня 1944 года  утром с аэродрома в южной Италии поднялась в воздух  армада из 129 американских стратегических бомбардировщиков  Б-17 или, как их называли «летающих крепостей». Разбомбив в Венгрии железнодорожный узел и военный завод,  в 14.30 все самолеты благополучно приземлились на заранее подготовленном аэродроме в Полтаве. Теперь здесь   располагалась секретная 559-я база американской авиации, которой командовал полковник Давид Ланкастер.

Женские экипажи Б-17


     Встречали американцев радостно, что называется, всем миром. Накануне работники «смерша»   инструктировали наших военнослужащих и вольнонаемный персонал чтобы с американцами «держали ухо востро». Они хотя и союзники, но это представители буржуазного государства и враждебной нам идеологии.

     За три дня наш технический состав под руководством американских специалистов, к их изумлению,  освоил новую для них технику, и  все 129 самолетов были готовы к вылету, который намечался на  6 июня. В тот день американские бомбардировщики совместно с советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому  Галац в Румынии. Так началась совместная боевая работа.

69-я Авиабаза особого назначения, аэродром Полтава, июнь 1944г
Командование выслушивает доклад летчика. В центре генерал-майор Перминов-командир 69-ой АБОН

 

     Все разговоры и контакты наших людей с американцами работники «смерша»  держали под контролем. Среди вольнонаемных и военнослужащих на аэродроме было много женщин, и как не усердствовал «смерш», некоторые из них не смогли устоять перед стройными галантными представителями союзников. Возвращаясь после изнурительных опасных боевых вылетов американские летчики, привыкшие расслабляться в обществе женщин, тоже не могли устоять перед чарами полтавских красавиц.

     Возникали взаимные симпатии и, как их называли, неслужебные  тесные связи с американцами.  Если о них узнавали, то  для наших девушек они обычно заканчивались плачевно.

     Иногда взаимные симпатии перерастали в настоящее чувство. Трагически  закончилась любовь американца, рядового 1-го класса Ричарда Кержнера, и украинской девушки.  Ричард обратился к нашему командованию с просьбой разрешить ему на ней жениться.  Отдел «смерша» такие связи пресекал. Ему, конечно, не разрешили, а девушку сразу  убрали с базы. Разлуку с любимой Ричард Кержнер пережить не смог и застрелился.  

     Американские летчики впервые не с воздуха, а вблизи увидели страшные последствия войны.  Полтава была разрушена полностью, но горожане, жившие в то время в подвалах разрушенных домов и в землянках, ежедневно восстанавливали город. Работали некоторые предприятия. Американцы восхищались упорством, переживших оккупацию, полтавчан. Очень трогательно они относились к детям. Часто  угощали  жвачками и шоколадками ребятишек, которые всегда стайкой сопровождали летчиков,  когда те выходили осматривать развалины города.

          Операция «Фрэнтик Джо» (Неистовый Джо) развивалась успешно, что серьёзно встревожило  германское командование. Несмотря на личное указание Геринга усилить агентурную и воздушную разведку, немцам так и не удалось разведать местонахождение секретной авиабазы американцев. Помог им роковой случай.  Американцы подвели итоги первых успешных ударов по территории противника. Отчет об этом с фотоснимками и статистикой необходимо было отправить самолетом на американскую авиабазу, находящуюся в Италии.  Рано утром, 11 июня, взлетев с аэродрома Полтава, группа «летающих крепостей», отбомбившись на территории противника, уже взяла курс на Италию, как неожиданно была атакована немецкими истребителями.  Подбитая с первой атаки одна из «летающих крепостей» рухнула вниз. 

     Это был тот самый самолет, на котором  везли секретный отчет.  Все данные попали к немцам.  Местонахождение американской авиабазы перестало быть  секретом, и немцы начали  готовить  операцию по её уничтожению.

     Проведение операции Геринг поручил, базирующейся под Варшавой, элитной части немецких Люфтваффе, 4-ому  корпусу легиона «Кондор», который был укомплектован бомбардировщиками «Хенкель-111».     

     21 июня 1944 года с побережья Англии, как обычно, вылетела группа  сопровождали  истребители прикрытия. Они заметили, как за группой увязались два немецких самолета-разведчика, но уничтожить их не смогли, так как разведчики уходили в облака.

     Как только последний бомбардировщик группы сел в Полтаве, немецкий самолет-разведчик передал в эфир закодированную фразу: «Птички в гнездышке». С этого момента операция немцев по уничтожению американской авиабазы вступила в завершающую фазу.

     Узнав, что группу засекли немецкие самолеты-разведчики, генерал  Перминов, командовавший авиабазой особого назначения, предложил американцам рассредоточить самолеты по запасным аэродромам, но те не согласились. «Летающие крепости" так и остались стоять вдоль, собранной из металлических пластин, взлетно-посадочной полосы.

     Когда американские летчики в Полтаве направлялись на ужин,  на  аэродроме под Варшавой немецкие штурманы делали последние уточнения расчетов выхода на цель. Время начала атаки было назначено на полночь.

     После ужина, с традиционной рюмкой виски, летчики посмотрели концерт художественной самодеятельности, потанцевали с обаятельными полтавчанками и направились  отдыхать в палаточный городок, который находился на окраине летного поля.

     Ровно в полночь сто двадцать немецких самолетов «Хенкель-111»  появились в темном небе над Полтавой. Командир группы бомбардировщиков передал в эфир закодированную  фразу: «Факельное шествие!» и самолеты сбросили осветительные бомбы, которые спускались на парашютах. Аэродром, с расположенными на нем самолетами и объектами, был виден как днем.  Ночных истребителей на аэродроме не было, а зенитки никакого вреда  немецким самолетам не нанесли, поскольку бомбометание  они вели с высот 4-5 тысяч метров.  Немецким летчикам был дан приказ бомбить только самолеты и объекты, но не поражать палаточный городок, где находился личный состав американской авиабазы. Летчики приказ выполнили: ни одна бомба не упала на палаточный городок.

     Налёт безнаказанно продолжался 1 час 40 минут. Сброшенные сто тонн бомб, в том числе и 15 тысяч противопехотных мин  "лягушек", ночной аэродром превратили в ад. От взрывов дрожала земля, до рассвета полыхало зарево склада ГСМ (горюче-смазочных материалов).

     Днем прилетел немецкий  самолет-разведчик, сфотографировал результаты бомбардировки, и безнаказанно ушел.  

     Потери от налета немецкой авиации были ощутимы.  44 американских бомбардировщика были уничтожены, 25 - повреждены. На земле сгорели 25 советских истребителей и склад  ГСМ,  взорван склад боеприпасов. Погибли трое американских пилотов Джозеф Люкасек, Раймонд Естли и Дональд Симпсон.  Пятнадцать американцев получили ранения. Наших погибло тридцать человек и ранено восемьдесят. Именно тогда погиб известный военный журналист Петр Лидов, первым написавший о Зое Космодемьянской.

     В ту ночь немцы бомбили также аэродром Миргород, где тоже базировались американские бомбардировщики,  и аэродром Пирятин, где базировались американские истребители прикрытия "Мустанги". В силу погодных условий потери на этих аэродромах были минимальны.    

     Челночные рейсы все же продолжались до октября 1944 года.  Из-за политических разногласий военного руководства СССР и союзников по дальнейшему определению судьбы Польши  их интенсивность уменьшилась. 
         Всего  с июня по октябрь с Полтавского аэродромного узла семь оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 «летающих крепостей»  Б-17. На объекты противника было сброшено две  тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолётов врага. Об описанных фактах ни разу не освещалось, ни в советской, ни в американской печати в силу секретности операции.  

      Вскоре Полтавский аэродромный узел оказался  в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл. 

      В начале октября 1944 года  основная часть личного  состава покидала авиабазу.  Взлетевшие самолеты, сделав прощальный круг над Полтавой, уходили на запад.   12  октября остальные военнослужащие и техперсонал погрузились в специальный эшелон. Около двухсот военнослужащих все же оставались на базе, которая  уже успела приобрести самостоятельное значение, не связанное с собственно "челночными" операциями.

     Все покидавшие Полтаву получали особую памятку, подготовленную штабом Восточного авиационного командования США. В ней говорилось:
"Помни: 
1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом. 
2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 г., и, убирая их, понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава. 
3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д. Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские.  Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России. Критиковать общее по одному индивидууму нельзя. Помни, что своим высказыванием можешь испортить результат многомесячных работ и усилий всего нашего командования. Придерживайся фактов".

      А в память о совместных боевых действиях советских и американских летчиков в годы войны в Полтаве установлен памятный знак в честь участников операции "Фрэнтик", находящийся на улице Бирюзова, возле школы N11.

 

 

Категория: Великая Отечественная Война | Добавил: tanchik (15.09.2015)
Просмотров: 6128 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 2
avatar
1 gendypc • 03:38, 07.03.2018 [Материал]
В 1977-1979 работал в г.Комсомольск Полтавской области с американским специалистом-сварщиком Джорджем Фостером, летом 1944 летавшим штурманом на В-17 челночными рейсами операции "Фрэнтик Джо". Работая в Комсомольске, часто посещая Полтаву, пытался попасть на тот военный аэродром, но КГБ не дало добро. В 1992 оказался в гостях у Фостера в штате Алабама, где он дома показывал много фотографий того секретного аэродрома.
avatar
2 velton_cdma • 09:32, 16.01.2019 [Материал]
Что интересно, я досконально знаю все те места поскольку мой прадед жил с семьёй, и был раскулачен в селе Івонченці, которое находится прямо возле этого аэродрома. Моя бабка при жизни рассказывала мне про ту огненную ночь, когда был налёт. Я в детстве (конец 70-х - начало 80-х) частенько лазил вокруг того аэродрома, и, никогда ко мне вообще никто из секьюрити не подходил. Иногда я даже на взлётную полосу выходил, когда там движняка не было. Аэродром тогда работал в полный рост, и Миг 23 постоянно летали. Иногда видел бомберы на полосе и в небе.
avatar