Художник-жанрист и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора. Родился будущий художник 13 декабря 1846 года в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика. В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году, он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу, Николай занимался и живописью. В Полтавском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь". Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской. В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петербургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование. В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника: "Старик с табакеркой" "Крестьянин" "Старый еврей" "Украинка" В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошенко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Картина «Шат-гора (Эльбрус)» (1884) С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину "Невский проспект ночью", которую представил на IV Передвижной выставке. Картина "Невский проспект ночью" Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины "Кочегар" и "Заключенный", представленные на выставке передвижников. Картина "Кочегар" Картина "Заключенный" Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Передвижники в 1885г. Н. Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана. Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Портрет И.Н. Крамского, 1874 год Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: "Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли". В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. В своих мемуарах «Давние дни» М.В. Нестеров, впервые побывавший в Кисловодске в 1890 г. писал - «У собора, в двух шагах, находилась усадьба Ярошенко. Мария Павловна купила её случайно за бесценок, постепенно обустроилась там, заменив белые хатки небольшими домами, в коих стали летом проживать знакомые Ярошенко: В.Г. Чертков с семьей, большая семья историка С.М. Соловьева. Сами Ярошенко поместились в ближнем домике, где была и небольшая мастерская Николая Александровича. К домику примыкал балкон (просторная терраса), очень вместительный; на нём, как на балконе доктора Средина в Ялте, постоянно были посетители. Николай Александрович задумал расписать балкон в помпейском стиле по увражам; ему в этом помогала дочь историка Соловьева Поликсена Сергеевна. Флигель №1 на территории усадьбы Ярошенко. Это здание возведено в 1888 г. на месте служебной постройки прежних владельцев и является первым сооружением, осуществленным Ярошенко в процессе переделки и благоустройства усадьбы. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Своеобразие внутренней планировки говорит о том, что первоначально этому зданию отводилась роль главного усадебного дома с парадной и жилой частями, а также внутренним служебным коридором для прислуги. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». Характерно, что при этом они пристроили к новому Главному дому две комнаты того же размера, что были выстроены для жилья в первом доме, обращенном потом в гостевой (в 1890-х гг. здесь жила, по свидетельству М.В. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Флигель №2 на территории усадьбы Ярошенко. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Первоначально здание имело традиционный для этих мест вид белой мазанки под соломенной крышей. Примерно в 1890 г. при благоустройстве усадьбы флигель получил новый внешний вид: мазаные глинобитные стены были оштукатурены, соломенная крыша заменена железной кровлей, по коньку устроен гребень из металлической решетки. Здесь находился когда-то «менделеевский» флигель, ещё в годы гражданской войны разобранный на топливо. Ходил миф, согласно которому в этом флигеле имел обыкновение работать, в окружении колб и реторт великий химик. Портрет Д.И. Менделеева, 1885 год Позднее стало понятно, что этого не могло быть, так как Менделеев побывал у Ярошенко в Кисловодске только однажды, проездом в Баку, куда вместе с ним через три дня отправился и художник. Кроме того, согласно данным сотрудников Музея-квартиры Д. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой, и химическая посуда ему не требовалась. Название флигеля, как думается сейчас, скорее было связано с именем вдовы химика, которая действительно гостила у Марии Павловны Ярошенко. На "Белой Вилле" Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора. Портрет художника Н. А. Ярошенко, 1897 год В 1897 году, несмотря на мучивший его туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множество картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ. Художник был полон творческих планов, но 25 июня 1898 года (старый стиль) скоропостижно скончался от паралича сердца на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске, близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В.Позен. Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск. В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Н.А. Ярошенко. В доме Н.А. Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения ... устраивает народный праздник - чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска - Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался». 11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Н.А. Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885-1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Н.А. Ярошенко. Сегодня в музее хранится крупное собрание живописных произведений Н.А. Ярошенко (более 100), а также живописные и графические произведения М.В. Нестерова, Н.Н. Дубовского, Н.А. Касаткина, А.М. Васнецова и других мастеров XIX – начала XX века; письма, фотодокументы, скульптуры, редкие книги, мемориальные предметы и прочие экспонаты (более 7800 единиц). В последние годы территория музея значительно расширилась: усадьбе возвращены её прежние размеры и разбит прекрасный сад.
Художественный музей им. Н. Ярошенко в ПолтавеОдной из самых всемирно известных достопримечательностей Полтавы является художественный музей, названый в честь великого художника и уроженца города Полтавы им. Н. Ярошенко. Художественный музей города ведёт своё летоисчисление с 27 апреля 1919 года, с открытия картинной галереи в особняке помещика В. Булюбаша. Особняк помещика В. Булюбаша в Полтаве (1912 год, арх. П. Алёшин). В основе собрания — подаренная родному городу коллекция художника-передвижника Н. А. Ярошенко, прибывшая в Полтаву в 1917 году. Она включала 100 живописных произведений и 23 рабочих альбома самого художника, а также значительное количество работ друзей и коллег по Товариществу передвижных художественных выставок, в частности, И. Шишкина, В. Поленова, В. Маковского, И. Репина, В. Максимова и др. С 1999 года Художественный музей имеет новое помещение. Галерея искусств (арх. Ю. Олейник).Адрес: г. Полтава, ул. Фрунзе (Европейская), 5.В музее экспонируется более 9 тыс. экспонатов изобразительного искусства. Среди них работы лучших западноевропейских живописцев: Клары Петерс, Марчелло Бачиарелли, Франческо Гварди, украинских и русских художников — Н. Пимоненко, А. Сластиона, Е. Белокур, Г. Мясоедова, И. Шишкина, И. Репина. Музей гордится самым большим в Украине собранием произведений Н. Ярошенко и И. Мясоедова. Картины художника Н.А. Ярошенка - http://poltava-litopys.at.ua/photo/kartiny_n_a_jaroshenko/8 | |
| |
Просмотров: 2920 | |
Всего комментариев: 0 | |