Виталий Буняк
Забытая страница войны В июне 2014 года исполнилось 70 лет со дня начала операции «Фрэнтик» - совместного взаимодействия ВВС США и СССР при проведении "челночных операций" американской стратегической авиацией в годы Второй Мировой войны. Этот яркий и трагический эпизод уже почти забыт. Шел 1944 год. Враг, изгнанный с территории СССР, отчаянно сопротивлялся. Второй фронт еще не открыт. Авиация Советского Союза, США и Англии продолжали наносить удары по военно-промышленным объектам Германии и ее сателлитов, но ей недоставало мощи и эффективности. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей прикрытия был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. И тогда страны антигитлеровской коалиции договорились о, так называемых, челночных бомбардировках вражеских территорий тяжелыми стратегическими бомбардировщиками. Планировалось организовать сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении. На территории СССР была создана 69-я авиабаза особого назначения (АБОН) под командованием генерал-майора авиации Перминова Александра Романовича. Местом расположения базы был избран Полтавский аэродромный узел, куда входили аэродромы Полтава, Миргород и Пирятин. Сын полка 69-ой Авиабазы особого назначения, аэродром Полтава. Имя не известно. Парнишке 10 лет, служил помощником техника по вооружению.
2 июня 1944 года утром с аэродрома в южной Италии поднялась в воздух армада из 129 американских стратегических бомбардировщиков Б-17 или, как их называли «летающих крепостей». Разбомбив в Венгрии железнодорожный узел и военный завод, в 14.30 все самолеты благополучно приземлились на заранее подготовленном аэродроме в Полтаве. Теперь здесь располагалась секретная 559-я база американской авиации, которой командовал полковник Давид Ланкастер. Женские экипажи Б-17
За три дня наш технический состав под руководством американских специалистов, к их изумлению, освоил новую для них технику, и все 129 самолетов были готовы к вылету, который намечался на 6 июня. В тот день американские бомбардировщики совместно с советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому Галац в Румынии. Так началась совместная боевая работа. 69-я Авиабаза особого назначения, аэродром Полтава, июнь 1944г
Все разговоры и контакты наших людей с американцами работники «смерша» держали под контролем. Среди вольнонаемных и военнослужащих на аэродроме было много женщин, и как не усердствовал «смерш», некоторые из них не смогли устоять перед стройными галантными представителями союзников. Возвращаясь после изнурительных опасных боевых вылетов американские летчики, привыкшие расслабляться в обществе женщин, тоже не могли устоять перед чарами полтавских красавиц. Возникали взаимные симпатии и, как их называли, неслужебные тесные связи с американцами. Если о них узнавали, то для наших девушек они обычно заканчивались плачевно. Иногда взаимные симпатии перерастали в настоящее чувство. Трагически закончилась любовь американца, рядового 1-го класса Ричарда Кержнера, и украинской девушки. Ричард обратился к нашему командованию с просьбой разрешить ему на ней жениться. Отдел «смерша» такие связи пресекал. Ему, конечно, не разрешили, а девушку сразу убрали с базы. Разлуку с любимой Ричард Кержнер пережить не смог и застрелился. Американские летчики впервые не с воздуха, а вблизи увидели страшные последствия войны. Полтава была разрушена полностью, но горожане, жившие в то время в подвалах разрушенных домов и в землянках, ежедневно восстанавливали город. Работали некоторые предприятия. Американцы восхищались упорством, переживших оккупацию, полтавчан. Очень трогательно они относились к детям. Часто угощали жвачками и шоколадками ребятишек, которые всегда стайкой сопровождали летчиков, когда те выходили осматривать развалины города. Операция «Фрэнтик Джо» (Неистовый Джо) развивалась успешно, что серьёзно встревожило германское командование. Несмотря на личное указание Геринга усилить агентурную и воздушную разведку, немцам так и не удалось разведать местонахождение секретной авиабазы американцев. Помог им роковой случай. Американцы подвели итоги первых успешных ударов по территории противника. Отчет об этом с фотоснимками и статистикой необходимо было отправить самолетом на американскую авиабазу, находящуюся в Италии. Рано утром, 11 июня, взлетев с аэродрома Полтава, группа «летающих крепостей», отбомбившись на территории противника, уже взяла курс на Италию, как неожиданно была атакована немецкими истребителями. Подбитая с первой атаки одна из «летающих крепостей» рухнула вниз. Это был тот самый самолет, на котором везли секретный отчет. Все данные попали к немцам. Местонахождение американской авиабазы перестало быть секретом, и немцы начали готовить операцию по её уничтожению. Проведение операции Геринг поручил, базирующейся под Варшавой, элитной части немецких Люфтваффе, 4-ому корпусу легиона «Кондор», который был укомплектован бомбардировщиками «Хенкель-111». 21 июня 1944 года с побережья Англии, как обычно, вылетела группа сопровождали истребители прикрытия. Они заметили, как за группой увязались два немецких самолета-разведчика, но уничтожить их не смогли, так как разведчики уходили в облака. Как только последний бомбардировщик группы сел в Полтаве, немецкий самолет-разведчик передал в эфир закодированную фразу: «Птички в гнездышке». С этого момента операция немцев по уничтожению американской авиабазы вступила в завершающую фазу. Узнав, что группу засекли немецкие самолеты-разведчики, генерал Перминов, командовавший авиабазой особого назначения, предложил американцам рассредоточить самолеты по запасным аэродромам, но те не согласились. «Летающие крепости" так и остались стоять вдоль, собранной из металлических пластин, взлетно-посадочной полосы. Когда американские летчики в Полтаве направлялись на ужин, на аэродроме под Варшавой немецкие штурманы делали последние уточнения расчетов выхода на цель. Время начала атаки было назначено на полночь. После ужина, с традиционной рюмкой виски, летчики посмотрели концерт художественной самодеятельности, потанцевали с обаятельными полтавчанками и направились отдыхать в палаточный городок, который находился на окраине летного поля. Ровно в полночь сто двадцать немецких самолетов «Хенкель-111» появились в темном небе над Полтавой. Командир группы бомбардировщиков передал в эфир закодированную фразу: «Факельное шествие!» и самолеты сбросили осветительные бомбы, которые спускались на парашютах. Аэродром, с расположенными на нем самолетами и объектами, был виден как днем. Ночных истребителей на аэродроме не было, а зенитки никакого вреда немецким самолетам не нанесли, поскольку бомбометание они вели с высот 4-5 тысяч метров. Немецким летчикам был дан приказ бомбить только самолеты и объекты, но не поражать палаточный городок, где находился личный состав американской авиабазы. Летчики приказ выполнили: ни одна бомба не упала на палаточный городок. Налёт безнаказанно продолжался 1 час 40 минут. Сброшенные сто тонн бомб, в том числе и 15 тысяч противопехотных мин "лягушек", ночной аэродром превратили в ад. От взрывов дрожала земля, до рассвета полыхало зарево склада ГСМ (горюче-смазочных материалов). Днем прилетел немецкий самолет-разведчик, сфотографировал результаты бомбардировки, и безнаказанно ушел. Потери от налета немецкой авиации были ощутимы. 44 американских бомбардировщика были уничтожены, 25 - повреждены. На земле сгорели 25 советских истребителей и склад ГСМ, взорван склад боеприпасов. Погибли трое американских пилотов Джозеф Люкасек, Раймонд Естли и Дональд Симпсон. Пятнадцать американцев получили ранения. Наших погибло тридцать человек и ранено восемьдесят. Именно тогда погиб известный военный журналист Петр Лидов, первым написавший о Зое Космодемьянской. В ту ночь немцы бомбили также аэродром Миргород, где тоже базировались американские бомбардировщики, и аэродром Пирятин, где базировались американские истребители прикрытия "Мустанги". В силу погодных условий потери на этих аэродромах были минимальны. Челночные рейсы все же продолжались до октября 1944 года. Из-за политических разногласий военного руководства СССР и союзников по дальнейшему определению судьбы Польши их интенсивность уменьшилась. Вскоре Полтавский аэродромный узел оказался в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл. В начале октября 1944 года основная часть личного состава покидала авиабазу. Взлетевшие самолеты, сделав прощальный круг над Полтавой, уходили на запад. 12 октября остальные военнослужащие и техперсонал погрузились в специальный эшелон. Около двухсот военнослужащих все же оставались на базе, которая уже успела приобрести самостоятельное значение, не связанное с собственно "челночными" операциями. Все покидавшие Полтаву получали особую памятку, подготовленную штабом Восточного авиационного командования США. В ней говорилось: А в память о совместных боевых действиях советских и американских летчиков в годы войны в Полтаве установлен памятный знак в честь участников операции "Фрэнтик", находящийся на улице Бирюзова, возле школы N11.
| |
| |
Просмотров: 6447 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |